Как читать записи ритмов:
D (Dum) - низкий звонкий удар (акцентированный) правой рукой ближе к центру
T (Tek) - высокий звонкий удар (акцентированный) правой рукой по краю
T (левый Tek) - высокий звонкий удар (акцентированный) левой рукой по краю
t (te) - тихий удар (неакцентированный) правой рукой по краю
k (ka) - тихий удар (неакцентированный) левой рукой по краю
S (Slap) – звонкий удар левой рукой, выполняется ударом ребра ладони и последующим заглушением
- промежуток между ударами
_ пауза, которая равна вышеописанному «и».
Ритмы легче запомнить, если их проговорить несколько раз, а лучше даже пропеть. Например, «максум»: ДУМ-ТЕК-(пауза, равная «и»)-ТЕК-ДУМ-(пауза, равная «и»)-ТЕК.
РИТМЫ 4/4
МАКСУМ ( Maksoum) :4/4
Широко распространненый египетский ритм. “ Maksoum”- означает “половина “.Этот ритм можно услышать во многих песнях Среднего Востока и Средиземноморья Читается он как: DT-TD-T-
МАКСУМ САРИЙА (ФЕЛЛАХИ) ( Быстрый максум) :2/4
Играется в 2 раза быстрее , чем максум. Иногда называется по-другому: “феллахи” . Широко распространен в народном фольклоре Египта или в соло табла
БЕЛЕДИ : 4/4
Более фольклорный вариант базового максума, характеризуется 2-мя DUM сначала фразы. Иногда его называют “ короткий масмуди”, т.к ритм имеет те же акценты, но играется на 4/4 вместо 8/4
Читается он как: DD-TD-T-
САИДИ : 4/4
Этот ритм получается из максума путем удвоения среднего DUM. Популярен в верхнем Египте, Сирии и Ливане.
Читается он как: DT-DD-T-
Этот ритм очень популярен в верхнем Египте
(т.е. в южном Египте – по направлению течения Нила).
Как правило, играется быстро и с сильными акцентами.
Обычно используется для аккомпанемента Tahtib
(“тахтиб” – мужской ритуальный танец с палкой)
или танцам живота (особенно для танцев с тростью,
которые, по сути, являются пародией на мужскую версию этого танца).
“Саиди” очень напоминает Ghawazee, и иногда его так и называют.
Также “саиди” можно назвать "baladii maqluub" (“белиди маклюб”)].
I.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D - T D - D T - == базовый
D - T - t k-D - D - t k-T - t k == наполненный
D - B - b k-D - D - b k-B - b k == наполненный c "бэком"
II.
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D - t k - k D - D - - - t k t -
D - t k t - D - D - - - t k t -
ХАЛИДЖИ SAUDI / САУДИ: 4/4
Этот ритм используется в странах Персидского залива (Саудовкая Аравия ,Оман,ОАЭ). В танце характерно использование разнообразных движений верхней частью тела и волосами.
Читается он как: D-кD-кTк-
[счет 3-3-2]
1-+-2-+-|
D--D--T-|
D-kD-kTk|
ХАЛИДЖИ КАДИМИ (старинный) :4/4
Более старый вариант халиджи
Читается он как: D-Tk-кTк-
ДАБКА : 4/4
Фольклорный ритм, часто используемый в Ливане, Сирии и Ираке. ”Дабке”- арабский женский или мужской танец , танцуется в линии по 20-25 человек синхронно.
Читается он как: TD-TkT-D-TkT-Tk-
ВАХЕДА КЕБИР (WAHDA /WAHIDA / WAHDAH / ВАХДА) : 4/4
В переводе с арабского “Уахд” – один. Ритм характеризуется одним DUM и короткой серией ТАК.По-другому ритм называется уахда кбира( “большая уахда”). Ритм играется медленно, как фон при исполнении певцом сольной партии (Маваль) или танцовщицей в Такасим. Часто встречается в старых Тараб- песнях.
Читается он как: D-TT
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D - t-k - k-t-k-D - t-k-t - t-k- базовый
D-tkt-k - k-t-k-D-tkt-k-t - t-k- наполненный
D-trt-k - k-t-k-D-trt-k-t - t-k- == наполнение 2
HAGALLA / ХАГАЛЛА
- ритм бедуинов
1-+-2-+-3-+-4-+-
D - t k D - t k
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-
D t k T t k t k T t k T
РИТМЫ 2/4
AЮБ : 2/4
Этот ритм очень похож на Фаллахи. Его можно услышать везде, от Турции до Египта. В медленной варианте он используется в ритуальном трансовом танце, известном как “Зар” в Северной Африке.
Читается он как: D-DT
МАЛЬФУФ : 2/4
Этот ритм в основном использается танцовщицами при выходе на сцену, либо как часть табла соло. Весьма распространен в Египте и Ливане.
Читается он как: D-T-TD-T-T
ЛЯФ : 2/4
Это вариант мальфуфа, только с одним дополнительным DUM
Читается он как: D-T-DD-T-
РИТМЫ 8/4
МАСМУДИ: 8/4
Это длинный ритм, он укладывается в 8 счетов и играется, как максум, но в два раза медленней. Ритм объединяет две 4-х битовые музыкальные фразы. Его иногда называют “масмуди кбир “( большой) или “масмуди тауиль “ (длинный). Слово “Масмуд “ - это название берберов из Северной Африки. Этот ритм дает возможность танцовщице сделать в длинном движении разнообразные акценты
Читается он как: DD-TkTk-D-Tk-TT
"Идущий" МАСМУДИ : 8/4
Этот ритм характерен тем, что в первой 4-х битовой музыкальной фразе не два DUM, а 3 ведущих DUM. Чаще всего используется танцовщицами в длинных плавных связках, арабесках.
Читается он как: DDD-Tk-D-TkTT
ЧИФТЕТЕЛЛИ : 8/4
Ритм используется в турецком беллидансе, играется медленно в ы и небыстро наполняется.Если возьмете ритм максум и добавите еще 1 сегмент из 4х битов - получите ритм 8/4.
Читается он как: D-T-T-D-D-T-
1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+-7-+-8-+-|
D---__T---__T---D---D---T---____|
D-tkt-T-tkD-T-tkD---D---Tktkt---|
НЕЧЕТНЫЕ РИТМЫ 9/8 и 6/7
КАРСИЛАМА : 9/8
"Карсилама" по-турецки означает “лицом к лицу”. Этот ритм используется в турецких и греческих фольклорных песнях. Его отличают по группе из 3-х ТАК.
Читается он как: DTD-TTТ
SAMAI / САМАИ
- этот ритм распространен во многих странах, он считается классическим в турецкой и арабской музыке. Ритм очень сложный (10/8), и до сих пор нет единого мнения среди таблистов о том, как его играть. Танцую под этот ритм нужно помнить, что в нем есть паузы, и в танце тоже нужно делать паузы соответственно ритму.
1-+-2-+-3-+-4-+- 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+- 1-+-2-+-3-+-4-+-5-+-6-+- 1-+-2-+-3-+-4-+-
D t k t t t k t k D t k T T D - D - T T t k t k t -
D t k t k t t k t k t t k t t D - D - t t t k t k t t
D t k t k T - T t k t k D - D - T t k t k t k
D - D - T t k t k t k D t k t k T - T t k t k