Наташа родилась в 1964 году в Бельгии, в семье выходца из Египта (у него также были марокканские и палестинские корни) и англичанки. У Нат есть брат и сестра. Семья Атлас придерживалась мусульманского вероисповедания и проживала в марокканском квартале Брюсселя. В подростковом возрасте, после долгих колебаний и попыток игнорировать свою арабскую кровь, Наташа в итоге решила полностью окунуться именно в арабскую культуру и начала самостоятельно изучать египетский музыкальный стиль shaabi (своеобразный синтез поп-музыки, этники и блюза) и raq-sharki – танец живота, технику которого с годами довела до совершенства. К слову, училась танцу живота Нат самостоятельно – на старых арабских фильмах. Она бегло говорит на четырех языках: французском, испанском, арабском и английском.
“Английский – это язык, на котором я говорила, когда росла. Говорить мне удобнее именно по-английски. Но петь… Петь я предпочитаю по-арабски. Что касается танца живота, то его исполнительницы веками были связаны с проституцией, не предполагалось, что они выйдут замуж и станут матерями. И если ты танцуешь raq-sharki, значит, в тебе есть эта порочная черточка. Когда я выступаю на Востоке, многие мужчины говорят мне: “Не надевай костюм исполнительницы танца живота, когда выходишь на сцену – люди не будут уважать тебя”. Когда же я выступаю в Европе, то я чувствую себя свободной самовыражаться в танце так, как считаю нужным. Арабская и западная культуры соединились во мне, поэтому необходимо уважать их обе и вести себя соответственно”.
Когда родители Наташи развелись в 1972, она переехала в Англию с матерью, братом и сестрой и, отучившись в школе-интернате, вскоре стала, как пишут биографы “первой арабской рок-певицей в Нортгемптоне”. Девушка участвовала во многих музыкальных проектах. В 17 лет Наташа начала путешествовать по миру – выступала в различных арабских и турецких ночных клубах, сотрудничала с сальса-ансамблем Mandanga, побывала в Греции, Турции и Египте. Все это она делала с одной простой целью - почувствовать, к какой культуре принадлежит, и распрощаться с тем отчуждением, которое постоянно ощущала, проживая в Англии.
На нее обратили внимание участники группы Loca и музыкант по имени Jah Wobble, который собрал тогда коллектив Invaders Of The Heart. 1991 год стал отправной точкой карьеры Нат. Исполненная Наташей вместе с ансамблем Loca песня “Timbal” вошла в сборник “Fuse Two” (Nation Records) и стала клубным хитом, плюс альбом Уоббла “Rising Above Bedlam”, пять треков с которого были записаны в соавторстве с Наташей, получил восторженные отклики критиков и был номинирован на “Mercury Award”. Однако вскоре после этого Наташа и Уоббл поссорились из-за вздорного характера последнего и перестали сотрудничать на долгое время – вплоть до 2002 года, когда Уоббл выпустил альбом “Shout At The Devil” с участием Temple Of Sound (сайд-проект музыкантов Transglobal Underground).
Успех песни “Timbal” укрепил отношения Наташи со студией Nation, и последняя порекомендовала исполнительницу коллективу первопроходцев Transglobal Underground, который как раз штурмовал хит-парады с альбомом “Temple head”. Transglobal Underground были уникальным для того времени формированием – мультикультурная по составу музыкантов группа, смешавшая в своем творчестве электронику, даб, хип-хоп и фанк с индийскими, африканскими и ближневосточными музыкальными традициями. В качестве певицы и исполнительницы танца живота Наташа объездила с Transglobal Underground весь мир, выступая на таких фестивалях как Glastonbury, WOMAD, Reading, Phoenix и множестве других, не менее интересных.
"Я начала петь с Transglobal Underground, когда они только образовались, в 1991 году. В 93-м мы заключили соглашение о том, что я буду четвертым основным членом группы. Это было все, чего я хотела. Чарли Жилетт из фирмы “Oval” предложил мне выпустить сольный альбом. Смеясь, я встретилась с Дубула, Алексом и Хамидом и сказала: “Чарли Жилетт предлагает мне выпустить сольный альбом”, а Хамид не удивился и ответил: “А почему бы нет? Мы даже можем помочь тебе. И вообще, давай начнем прямо сейчас!” Я ответила: “Постой. Как ты это себе представляешь? Мы же все сойдем с ума. У нас и без того много работы”.
Однако с ума сошли критики и слушатели, а вовсе не сами музыканты. Первый сольный альбом Наташи Атлас, “Diaspora”, вышел летом 1995 года, и, как оказалось, очень вовремя: меломаны в тот момент тосковали в обстановке музыкального застоя. Наташа сумела их расшевелить - она попыталась объединить новаторский global-dance/world-beat, который исполняли ее коллеги по Transglobal Underground, с более традиционными работами арабских музыкантов, таких как тунисский певец и композитор Walid Rouissi и египетский композитор Essam Rashad. Наташа запела медленно, сладостно, печально и таинственно, ее голос лился, словно густой темный мед. “Diaspora” – это волшебная коллекция песен о любви и томной тоске. На альбоме тонко переплелись мотивы Востока и Запада, он был словно бы томом сказок современной Шахерезады. Первый же сингл “Leysh Nat'arak” буквально загипнотизировал слушателей и музыкальных обозревателей. Вскоре последовали синглы “Dub Yalil” и “Yalla Chant”. Интересная деталь – “Yalla Chant” была перепета питерской певицей Зарой в 2002 году, эту кавер-версию можно скачать на официальном сайте исполнительницы.
…Принципом работы Transglobal Underground был эксперимент, нарушение установленных правил. Правда, на это всегда имелся резон, и, по словам Наташи, подход "давайте-ка введем сюда элемент египетского фольклора просто так" не применялся. Тем не менее, группа своим творчеством ломала общепринятые рамки. Подход же самой Наташи был координально противоположен - он заключался в следовании традициям арабской музыки. Нат хотела сделать ее более привлекательной для западного слушателя, но в то же время не нарушать принципы ее построения, уважать существующие на протяжении многих десятилетий правила.
Вплоть до 1999 года Наташа оставалась полноправной участницей Transglobal Underground, а коллеги по группе, в свою очередь, помогали ей в записи сольных альбомов и обеспечивали музыкальное сопровождение в сольных турах. В 1999 группа распрощалась с лэйблом Nation, но с Наташей каждого из участников по-прежнему связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения. В общей сложности, совместно они выпустили четыре альбома: “Dream Of 100 Nations”, “International Times”, “Psychic Karaoke” и “Rejoice Rejoice”. Вторая сольная пластинка Наташи Атлас, последовавшая в 1997, называлась “Halim”. Альбом был посвящен покойному Абдель Халим Хафезу, культовому египетскому исполнителю. “Он – мой герой. Именно он оказал на меня наибольшее влияние. Когда временами я сижу и думаю: “Я могла бы попросту поназаписывать обыкновенной поп-музыки, заработать на этом денег и стать известной”, - все, что мне действительно необходимо в такой момент, так это поставить один из его альбомов, и я немедленно решаю: “Нет, я не хочу всего этого… Я хочу быть такой, как он”.
Свой вклад в запись диска внесли Jaz Coleman (экс-Killing Joke) и John Reynolds, бывший муж и соавтор Шиннейд О’Коннор. Композиции на альбоме оказались разбиты на две части – зажигательные танцевальные песни были помещены на первой половине альбома, в то время как вторая половина состояла из медленных печальных баллад. Стилистически Нат продолжала плавное движение назад, к истокам арабской музыки, к столь любимому ею ностальгическому стилю 60-70-х годов, хотя о современных технологиях не забывала и аккуратно украшала ими свои песни. Арабское танго “Ya Weledi”, гитарные переборы, меланхолично звучащие в “Gafsa”, ямайские мотивы, использованные в единственном сингле “Amulet” – вне всяких сомнений, саунд стал гораздо более живым, нежели на дебютном альбоме. Сама певица так прокомментировала разницу между своим дебютным и вторым дисками:
“Альбомы сильно отличаются друг от друга. “Diaspora” был словно осколок Transglobal Underground, так должно было быть, потому что мой лэйбл (Beggar’s Banquet) слышал меня в составе этого коллектива и это то, чего они от меня ждали, то, ради чего подписали со мной контракт. Я попросту не могла с ходу оглоушить их потоком более традиционной музыки, которую они не знали бы кому и как продавать. “Diaspora” был хорош в качестве вступления, а теперь я хочу заниматься чем-то абсолютно иным. Я стремилась продемонстрировать столько различных аспектов арабской музыки, сколько может уместиться в рамках одного альбома”. Диск был оформлен эффектными рисунками самой Нат. “Я рисую лет с десяти. Я была очень тихим ребенком, и все думали, что я стану художницей, когда вырасту. Обычно я набрасываю рисунки в египетском стиле прямо на стене. Это мне действительно помогает, когда нервное напряжение зашкаливает”.
Третий альбом, изданный в 1999 году, назывался “Gedida” (“Новый”). На Ближнем Востоке он вышел под названием “Guzouri” (смысл названия тот же). Релиз Ближнего Востока отличался от западного не только названием - некоторые треки пришлось исключить, поскольку они были либо политическими (“Bastet”), либо “грязными” – слишком чувственными (“Mahlabeya”). “Gedida” записывался в Каире, Лондоне и Лос-Анджелесе и был выдержан в единой стилистике египетской поп-музыки, хотя на одной из композиций Нат попыталась прочитать рэп на арабском. Записывать песню “One Brief Moment” помогали участники оркестра Дэвида Арнольда, который до этого сочинил “Play Dead” вместе с Бьорк и саундтрэки к “Godzilla” и паре фильмов бондианы. Стиль Арнольда легко идентифицировать – “One Brief Moment” и “Play Dead” объединяет зыбкий, раскачивающийся ритм. Наташа впервые уступила напору своей звукозаписывающей компании и согласилась записать сингл на английском языке. Однако самой успешной на альбоме оказалась кавер-версия старого хита французской певицы Франсуазы Арди “Mon Amie La Rose”.
Выбор песни был обусловлен тем, что Наташа нашла лирику “арабской” по эмоциональному настрою. Результат ошеломляющий - Нат стала Певицей Года на церемонии награждения Victoire de la Musique Awards в марте 2000 года во Франции, где ее альбом раскупался, как горячие пирожки. Неудивительно – настроение “Mon Amie La Rose” как нельзя лучше соответствовало чарующему пению Наташи, этой тоскующей нотке в ее голосе. Другая потрясающая песня, занявшая достойное место на альбоме – “Kifaya”, объединила в себе волшебную музыку и простые, сильные слова. В 2001 году другая Наташа – на этот раз Сент-Пьер, попыталась повторить триумф Нат, записав свою версию “Mon Amie La Rose”, но особого успеха ее кавер-версия не имела. Принято считать, что именно диск “Gedida” возвел Наташу в статус звезды арабской поп-музыки. Тогда же, в год выпуска альбома, в жизни Наташи происходит еще одно счастливое событие – она выходит замуж за одного из постоянно сотрудничающих с ней музыкантов, сирийского мастера игры на цитре по имени Abdullah Chhadeh.
В 2000 году увидел свет сборник “The Remix Collection”. Песни с первых трех альбомов Наташи, попав в руки к таким музыкантам, как Talvin Singh, Banco de Gaia, Youth, 16B, Klute, the Bullitnuts, TJ Rehmi, Spooky и коллеги Transglobals, превратились в неожиданно интересные оригинальные ремиксы, вопреки распространенному мнению, что подобные сборники чаще всего представляют собой довольно бесталанный неполноценный продукт. Четвертый по счету альбом Нат – “Ayeshteni” (“Перерождение”), практически полностью записанный в Каире с египетскими музыкантами, вышел в 2001 году. И вновь всего лишь одна песня была исполнена на английском языке. Ею стала новая кавер-версия – на это раз выбор пал на “I Put A Spell On You” Скримин Джей Хокинса. Кто только не брался исполнять сей стандарт, вспомнить хотя бы Нину Симоне, Мэрилина Мэнсона и Диаманду Галас. В пронзительном, страстном исполнении Наташи этот проверенный временем блюзовый хит завораживает.
Войдя во вкус, Нат записывает еще два кавера для этого же альбома “Soleil D’Egypte” Зебды и “Ne Me Quitte Pas” Жака Бреля. К слову, “Ne Me Quitte Pas” – один из краеугольных камней музыки 60-х, в англоязычной версии эта песня, превосходно исполненная Ширли Бэйсси, известна как “If You Go Away”. …“Ayeshteni” стал квинтессенцией творчества Наташи, продемонстрировал слушателям ее отточенный стиль – органичный синтез арабской традиции и опыта английской танцевальной электроники, так же как и ее подлинный профессионализм. “Думаю, мне удалось создать нечто очень целостное, объемное и согревающее, как будто я, наконец, нашла верные ингредиенты, и формула была успешно решена, по крайней мере, для меня лично это так. Но с этим альбомом я достигла потолка в том, что делала до сих пор, и продолжать в том же духе значило бы замуровать себя в рамках определенного жанра”. Весь год, в течение которого производилась запись, и рождались новые песни, певица провела на своей исторической родине, в Египте. Именно с тех пор она попеременно проводит одну половину года в Египте, а другую – в Англии.
Вскоре после выхода “Ayeshteni” бывшая президент Ирландии Мэри Робинсон предложила Наташе стать Послом Доброй Воли ООН на Конференции По Борьбе С Расизмом 2001, прокомментировав это следующим образом: “Наташа – живое олицетворение того, что сила кроется в разнообразии, что наши различия, - будь они этническими, расовыми или религиозными, - это источник богатств, который необходимо принимать, а не бояться”. Присоединяясь к этим словам, можно добавить, что Наташа – также ярчайший пример того, что самые красивые и талантливые люди, как правило, имеют сложную смешанную кровь.
Певица сразу же приняла предложение ООН, хотя и признавалась в интервью, что чувствует себя полностью измотанной после непрерывной восьмилетней работы.
“Иногда у меня бывает ощущение, что мне нечего больше сказать, очень тяжело продолжать сочинять, будучи в таком настроении. Все было сказано уже столько раз, что в головах у нас ничего не откладывается, мы ничему так и не учимся. Но бывает и так, что сама музыка вдохновляет меня сочинить что-то, наводит на определенные мысли”.
В 2002 году Наташа Атлас в соавторстве с Марком Иглтоном выпустила чудесный диск “Foretold In The Language Of Dreams”, ознаменовавший начало нового этапа в ее творчестве. Этот альбом - медитативная суфийская фантазия, гипнотизирующий эмбиент. Лучше всего для описания впечатления, которое он производит на слушателя, подходит фраза: “comfort right in the eye of hurricane”. Идея подобного проекта была навеяна, в первую очередь, фильмом Питера Брука “Meetings With Remarkable Men” (снят в 70-х годах), который повествует о духовном поиске Гурджиева. Наташа призналась, что источником вдохновения для нее послужила яркая образность и мудрость картины.
“Суфизм крайне привлекает меня. Когда я бываю в Египте, то поздно ночью включаю свой маленький приемник, ловлю радиостанцию Qur’an и не выключаю до утра, слушая чтения. Это всегда дает мне ощущение безопасности”. Кинематографическими впечатлениями дело не ограничилось. Литературные и музыкальные влияния также имели место: “Алхимик” Пауло Коэльо и “Сила” Стюарта Уилдеса, альбом Эндрю Кроншоу “On The Shoulders Of The Great Bear” и диск “Untold Things” скрипачки Jocelyn Pook. Тем, кто привык к ритмичным знойным пластинкам Наташи Атлас, “Foretold In The Language Of Dreams” наверняка покажется странным. На диске нет практически ни одного ударного инструмента, только экзотические струнные, немного клавишных, шум ветра, шелест дождя, смех, раскаты грома, плеск ручья и, конечно же, завораживающий голос, выпевающий суфийские изречения. Сама Наташа называет “Foretold In The Language Of Dreams” “эзотерическим путешествием” и подчеркивает, что это первый концептуальный альбом в ее творчестве.
“Это некоммерческий альбом. Музыка, которая способна успокоить душу, снять напряжение. Она не для вечеринок. Когда я возвращаюсь домой поздно ночью, я не желаю слышать музыку, в которой присутствует бит, ударные. Мне хотелось создать нечто, что было бы ярким контрастом по отношению к той суете и хаосу, что царят кругом. Если у человека есть свободный час для того, чтобы отправиться в путешествие внутрь себя самого, он может поставить этот диск. Однако не стоит думать, что я воспринимаю себя чересчур серьезно или претендую на роль гуру, поучающего других”.
Суету и хаос, о которых говорит Наташа, легко себе представить – недаром в одном из интервью певица охарактеризовала себя, как: “Сектор Газа в человеческом обличье”. Альбом записывался в Греции и микшировался в Риме. В записи приняла участие греческая группа Avaton. В трэке “Simun” используется та же лирика, что и в песне “Rah” с предыдущего альбома “Ayeshteni”. В дальнейшем Наташа еще не раз будет прибегать к этой милой музыкальной уловке.
В 2003 году вышел долгожданный пятый сольный альбом Наташи “Something Dangerous”. Он представляет собой сплав арабской музыки, рэгги (“Eye Of The Duck”), хип-хопа, индийской поп-музыки бхангра (“Janamaan”), французского шансона, драм-н-басса (“Daymalhum”), электроники и современного r-n-b (“Something Dangerous”, “Who’s My Baby”, “When I Close My Eyes” – первый сингл с альбома) – можно сказать, что это самый эклектичный диск Нат в плане стилистики. Кроме того, Наташа впервые пригласила других вокалистов для совместной работы над альбомом. Ими стали Sinead O’Connor, Princess Julianna, Kalia, Niara Scarlett (Cinematic Orchestra), Tuup (TransGlobal Undeground), Myra Boyle и Z. К записи были также привлечены скрипачка-авангардист Jocelyn Pook (многим она знакома по звуковой дорожке к фильму Стэнли Кубрика “Широко закрытые глаза”), Пражский Симфонический Оркестр и старый злобный Джа Уоббл.
На этом альбоме Нат много поет по-английски, он в большей степени коммерчески ориентирован, нежели ее предыдущие диски, и может без особых колебаний быть отнесен к мэйнстриму. В каком-то смысле “Something Dangerous” – альбом-компромисс. Он четко разделен на radio-friendly композиции и «независимые» трэки. Лишним подтверждением этому служит целый сонм именитых разноплановых продюсеров: Mike Nielsen, работавший с Jamiroquai и Underworld, Brian Higgins, сотрудничавший с Sugababes и Cher, тот же Jah Wobble, Andy Gray, транс-продюсер Paul Castle и John Reynolds.
Без традиционных кавер-версий не обошлось и на этот раз. Классика фанка “Man’s World” Джеймса Брауна в устах Наташи зазвучала лукавой насмешкой над мнимым мужским превосходством. Прежде “Man’s World” уже перепевали Шер и Патрисия Каас, однако Нат справилась с этой задачей гораздо выразительнее. Забавная деталь для внимательных почитателей творчества Наташи – песни “Layali” и “Like The Last Drop” в плане лирики являются вариациями на тему композиций “Ashwa” и “Shubra” с альбома “Ayeshteni”.
Будучи восхитительной певицей и автором песен, Наташа вовсе не чуждается политических текстов. Вспомнить хотя бы “Bastet”. Продолжение не заставило себя ждать - им стала песня “Something Dangerous”.“Я не политик, но действительно стараюсь вкладывать политический подтекст в отдельные песни. Я была на паре митингов перед началом войны и помню, что чувствовала себя так, словно я должна была что-то сделать. Я ощущала, что всем нам пора проснуться, увидеть, столько лжи скармливается нам правительствами. Я все повторяла и повторяла: “происходит что-то опасное”, так и родилась эта песня”.
Наташа довольно много времени проводит в Каире: она жила в Zamalek, потом снимала квартиру в Helwan Gardens – рабочем районе. Нат вела образ жизни простой горожанки: покупала провизию у уличных торговцев, спуская за окно корзинку на веревке, поздним вечером ходила в соседнюю лавочку, набросив на голову покрывало и закутавшись в шаль. Рассказывая о времени, проведенном на родине, Наташа подчеркивала ощущение безопасности, которое не покидало ее ни на минуту. Она познакомилась с одной из своих соседок, молодой женщиной по имени Мона, и вскоре они стали подругами. Моне посвящена одна из самых красивых композиций на альбоме, атмосферная песня ночной птицы “Le Printemps”, исполненная на французском.
“В отличие от многих из нас, тех, кто наслаждается роскошью делать то, что хочет, она, девушка из рабочего класса, не имеет такой возможности. Я брала ее с собой в те места, которые обычно посещаю в Каире, и мой водитель сказал, что я не должна этого делать, потому что Мона никогда не сможет вести тот образ жизни, что веду я. Она хочет уехать из Египта, переехать в Европу, но не может себе это позволить. И однажды она сказала мне: “Я счастлива, что ты можешь жить так, как живешь, делать то, что ты делаешь. Я могу жить через тебя”. Вот почему я посвятила ей песню. Мы поддерживаем связь постоянно, и я жду - не дождусь, когда мы снова увидимся по моем приезде в Египет”.
…Наташа никогда не упускает возможности принять участие в проектах талантливых коллег-музыкантов, в числе которых можно назвать Nitin Sawhney, The Indigo Girls, Fun-Da-Mental, Ghostland, Abdel Ali Slimani, Musafir, Sawt El Atlas, Franco Battiato, Juno Reactor, Dhol Foundation, Apache Indian, Mick Karn, Jean-Michel Jarre, Daniel Ash, Love and Rockets, Not Drowning Waving, David Torn, Negresses Vertes, Glykeria, Burhan Ocal, Jamaaladeen Tacuma, Dar Beida 04, Loop Guru, Alkistis Protopsalti, Temple Of Sound, Nara, Bapi Das Baul, Abdelli, Nigel Kennedy, Kroke, Peter Maffay, Banzai Republic, Clotaire K, Sarah Brightman, Sinead O’Connor, Blend… Этот внушающий уважение список можно продолжать до бесконечности. Кроме того, певица постоянно вносит посильный вклад в запись саундтреков к многочисленным фильмам: “The Truth About Charlie”, “Chronicle of Disappearance”, “The Girl On The Bridge”, “Stargate”, “Die Another Day”, “The World Is Not Enough”, “Felix & Lola”, “Judge Dredd”, “Arabian Nights”, “Belphegor, Phantom Of The Louvre”, “La Repentie”, “Divine Intervention”, “Snapshots”, “Hulk”...
Сама Наташа до недавнего времени считала Интернет названием Ливанского рыболовческого кооператива и давно потеряла интерес к тому, что люди говорят о ней. Не потому ли, что говорят они преимущественно не о том, о чем стоило бы?
Критики до сих пор ломают головы над определением стиля ее музыки. Наиболее часто встречающиеся: арабский фанк и этно-поп. Сама Наташа предпочитает определение arabic fusion. Что ж, ей-то уж точно виднее?